Заметки о роли России в судьбе покорённых ею народов

     В работе показана судьба покорённых Россией народов, рассказано о возникновении Московского царства, превращения его в Россию, и о завоевании последней шестой части суши. Также дан фрагментарный обзор мытарств народов под пятой СССР.      Приращивание землицы, приращивание-завоевание, и так на всём протяжении 700–летней истории Московии – России – СССР – Российской Федерации (1300-2008). Работа состоит из двух книг. Книга первая  охватывает дореволюционный период истории России. Вторая книга – эпоху СССР и постперестроечное время.
     В работе  дан анализ политики Московии – России – СССР с точки зрения реальных интересов, целей и возможностей государства, автор попытался «дать восприятие истории во всей её полноте, как великой драмы, в ходе которой действующие силы отстаивают свою собственную правду и в силу этого, в определенном смысле,  обречены на столкновение» (М.И. Мельтюхов). Автор не стремился дать полную картину и всеобъемлющий анализ прошедших событий, а останавливался только на поворотных моментах истории России. 
     В работе разделы представлены в форме очерков, а главы состоят из штрихов, отражающих, более–менее, лишь оттенки прошедших событий.
     Книга полемична. События излагаются не с точки зрения правителей Российского государства, автор анализирует и показывает, что реально принесло тому или иному народу присоединение к России. В сравнении рассмотрены аналогичные процессы и временные периоды в великом княжестве Литовском, Речи Посполитой, Китае и странах Западной Европы.

 Посвящается «Изгнанникам, скитальцам и поэтам
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог»
                                                   М. Волошин

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ КНИГИ.

Предисловие. Предыстория возникновения Московского государства.

Раздел 1. Московское государство - местная форма восточной деспотии.
Глава 1. Московское княжество – Русский улус Золотой Орды. Становление Московского царства.
Глава 2. Перипетии исторических событий в Литово-Русском государстве, Галицко-Волынской земле и Северо-Восточной Руси. Два пути развития народов Восточной Европы: европейский и
московский.

Раздел 2. Под игом России.

Глава 1. Ключевые фрагменты  из истории Московского государства Рюриковичей.
Глава 2. Влияние борьбы между Московским и Литово-Русским государствами на православие в этих странах в ХІУ-ХУП веках. Принятие унии на Украине.
Глава 3. Сравнительный анализ итогов реформации в Европе и церковной реформы русского самодержавия.
Глава 4. Расширение Московского царства в ХУП веке. Установление московской власти на Дону, в Восточной Белоруссии и на Левобережной Украине.
Глава 5. Начало императорского периода в истории России. ХУШ век.
Глава 6. Присоединение инородцев к России в ХУІІ - ХІХ веках.
Глава 7. Интеллигенция об особом пути развития России и её мессианстве (ХІХ-начало ХХ века). Духовные истоки русской революции.

                                             Душа в смятении, прошлое

во мраке, будущее во мгле.

                                                                            Софокл

                                             Тотемный знак России – трупы.
                                                                                                         
 Ю. Власов
    
Предисловие. ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Русская, вернее, Московская
официальная история далеко
переплюнула авантюристические
романы Дюма в деле трактовки
прошедших событий.
Автор.

     Жизнь восточноевропейских народов в первом тысячелетие нашей эры и первой трети второго тысячелетия была связана, в большей или меньшей степени, с великими степными каганатами и государствами Европы. На протяжении более 2500 лет судьба народов Северной, Центральной и Средней Азии переплеталась с жизнью народов  и государств Китая. С ХУ века всё возрастающую роль в жизни народов Восточной Европы и Северной Азии  начинает играть Московское государство. Под власть правителей «Святой Руси» попали народы погибшей Золотой Орды, Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. К ХХ веку Евразийские степи и их обитателей поделили между собой Россия и Китай. В их составе потомки свободных кочевников пережили великие катаклизмы, как и всё другое население этих империй.           
      Проследим судьбу народов в составе России. Отметим своеобразие государственного и общественного устройства этой державы, возникшей на северо-восточной окраине Европы, рассмотрим её отличительные черты от ближайших, западных соседей: Литово-Русского государства и Речи Посполитой, и от степного государства кочевников - Золотой Орды.
     В самодержавных странах многое зависит от личности государя, поэтому мы дадим портреты правителей Кремля в переломные моменты истории. Зарисовки портретов правителей России будут не из серии ЖЗЛ, где затушевывались или замалчивались отрицательные стороны изображаемых людей. Мы укажем на негативные черты в характерах, ибо изъяны в психике и порочные наклонности правителей приводили к тяжёлым последствиям для народов и природы на территории одной шестой части суши планеты.
     В работе мы попытались показать политику Московии – России – СССР с точки зрения реальных интересов, целей и возможностей государства, «дать восприятие истории во всей её полноте, как великой драмы, в ходе которой действующие силы отстаивают свою собственную правду и в силу этого, в определенном смысле,  обречены на столкновение» (М.И. Мельтюхов). Автор не стремился дать полную картину и всеобъемлющий анализ прошедших событий, а останавливался только на поворотных моментах истории России. 
     В работе разделы представлены в форме очерков, а главы состоят из штрихов, отражающих, более–менее, лишь оттенки прошедших событий.
    В ХХ веке у части историков России, разочарованных результатами ориентации на Европу, возникло течение евразийцев, считающих, что Россия может возродиться только как евразийское государство, только в тесном союзе с потомками кочевого мира. В кочевниках они начали отыскивать великие добродетели, их господство и влияние объявлялись высшим благом для Московского государства. Все мы стараемся понять наше прошлое, конечно, каждый со своих позиций. «Древние кочевники – великий пример для нас, как нужно сражаться и побеждать (хотя бы и в бою – один против ста), как нужно стоять за своё, отстаивать свой быт, свой уклад, свою самобытность», - писал П.Н.Савицкий и чтил «великого и сурового отца нашего Чингисхана» и «великий дух Чингисовой терпимости». «Кочевники отличались двумя качествами – военной храбростью и безусловной   верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создали великие монархии», -  отмечал Л.Гумилёв и считал, что «Россия, как великая страна, может быть спасена только через евразийство, с сильной государственной властью, но не имперской, не русифицирующей, а оставляя составляющим её народам право «быть самим собой». Г.В.Вернадский писал, что «нет естественных границ между «европейской» и «азиатской» Россией. Следовательно, нет двух Россий  - «европейской» и «азиатской». Есть только одна Россия – Евразия». «Русский народ имперский. Это форма государственности, как способ существования огромного количества народов в тяжелейших геополитических условиях, между вечно враждебным западом и вечно непредсказуемой степью» (В. Захаров). Трудно судить обо всём народе, но любой правитель Кремля обречён вести жёсткую имперскую политику, иначе страна развалится. У него просто нет другого выбора. Территория России расположена в Европе и Азии, но Евразийским государством Россия не была, и стать не могла. Московская власть никогда не будет народной.
    «В истории только один критерий: мнение не должно противоречить строго установленным фактам, но вправе противоречить любым концепциям, сколь бы привычны они не были», - говорил Л.Гумилёв. Последуем и мы совету великого евразийца и поэта кочевого мира.
     В мировой политике всё решала, решает, и будет решать сила. Захват империями народов всегда скрывался под словесными интерпретациями: присоединение, воссоединение, добровольное вхождение, отвоевание, завоевание. Наша задача попытаться выяснить степень пользы или вреда от такого присоединения. Но мы должны помнить, что любое присоединение всегда есть вынужденная мера под угрозой внешних и внутренних факторов, и давления покровителя.
     Московская  пропаганда умело дезинформировала общество и из хаотичной информации  строила стройные версии. Независимо от убедительности гипотез, концепций и теорий, Москва всегда выводила из них приемлемую для себя «истину»,  и навязывала её всем подданным и мировому сообществу. Выводы Кремля всегда должны были приниматься за аксиому, как в математике, где дважды два - четыре. Но математика оперирует не историческими фактами и явлениями природы, а числами – созданиями нашего мозга. Московский взгляд и интерпретация событий в России и СССР умело вдалбливались подданным ещё в эмбриональном состоянии. Ещё не родившись, человек уже знал, что литовская, польская, степная, турецкая, шведская, немецкая, французская, китайская, японская, т.е. европейская и азиатская, агрессия виновны в плохой жизни его отцов, дедов и пращуров  с древнейших времен и до сего дня. Ещё не родившись человек, уже был убеждён, что единственным и верным его защитником является только московский правитель.  
     Русские исследователи начинают историю России с Адама, наверно потому, что только русский мог ходить голый, есть кислые фрукты и думать, что живёт в Раю. Хотя последнее творение Бога – Ева – была, вероятно, еврейкой, ибо только еврейка могла достать яблоко познания. Советские историки одну шестую часть  суши считали исконно «нашенской» территорией, народы которой тысячелетиями ждали, когда придут русские и примут их под высокую руку «Белого царя».  
     В этой работе мы осветим и выделим ключевые фрагменты из истории государства Российского. Россия возникла из малого лесного государства, затерянного в лесах и болотах верховий Волги. В середине ХП века обособилась от Киевского каганата Ростово-Суздальская земля. При её правителе Юрии Долгоруком впервые упоминается в 1147 году пограничная крепость Москва, построенная на месте укреплённого поселения аборигенов и сохранившая его название – «Москва».  В начале ХШ века на месте взятой приступом мордовской крепости был заложен Нижний Новгород. Через Урал казаки и великороссы перешагнули в конце ХУІ века, а в конце ХІХ века границы России достигли Скандинавии, Сахалина, берегов Ледовитого и Тихого океанов, пустынь и гор Средней и Центральной Азии, и ухоженных полей Центральной Европы. Шла обыкновенная военная экспансия. Расширение территории не решило проблем внутренней жизни Российского государства, а наоборот, отдалило это решение, копя  негативную энергию в обществе. Возможно, что «история России не более кровавая, чем история той же Европы, Ближнего и Среднего Востока, или Китая, где при этнических потрясениях уничтожалось  две трети, три четверти и даже, эпизодически, девять десятых населения», - считает Л.Гумилёв. За время существования России в ней сменилось только три династии (Рюриковичей, Романовых и коммунистов), может быть, поэтому нам кажется, что у нас всё происходит впервые в мире, что мы единственно правильные, что у нас лучшие религия, мораль, законы, стереотип поведения и мы совершенно особенный народ в подлунном мире. В прошлом веке А.И.Герцен сказал, что «русское правительство, как обратное провидение, устраивает к лучшему не будущее, а прошлое». Русские историки и общество недалеко ушли от своего правительства в этом отношении.
     В 1946 году в Ленинграде вышел труд В.Мавродина «Киевская Русь», в котором рассматривались происхождение русского народа и образование Киевского государства, и утверждалось, что племена восточных славян сложились в единую древнерусскую народность с общим для всего государства языком. В Институте истории АН СССР в 1951 году взгляды В.Мавродина подверглись критике большинства советских учёных, которые заявили, что если бы это произошло, то никакая раздробленность и монгольское завоевание не привели бы к появлению родственных, но разных народностей. По мнению участников дискуссии в Киевском государстве существовали три отдельные восточнославянские общности, которые в последующих веках дали начало трём народностям: русской, украинской и белорусской. В.Мавродин во многих пунктах признал критику, но в дело вмешалась партия и правительство. В газете «Правда» за 10 января  1954 года были опубликованы «Тезисы ЦК КПСС к 300-летию воссоединения Украины с Россией», где утверждалось, что «русский, украинский и белорусский народ ведут своё происхождение от единого корня - древнерусской народности, создавшей древнерусское государство – Киевскую Русь». В учёном мире стало господствующим мнение (истина), что монгольское завоевание разорвало единую древнерусскую народность на три части и способствовало образованию трёх народов: русского, украинского и белорусского и их языков. Теперь уже завоевание Московией украинских и белорусских земель, не завоевание, а воссоединение трёх братских народов в единое государство. В России, а позже и в ССССР в исторической науке твёрдо закрепилась «традиция трогательного доверия к любым официальным документам и заявлениям правительства» (М.И. Мельтюхов).
     До постановления партии и правительства большинство исследователей на основании древних хроник и находок археологов считали, что никакой древнерусской народности никогда не было. В начале первых веков Христианской эры из своей прародины, Карпатской котловины, славяне начали расселяться на север и восток, на юг и запад. Во время гуннов на востоке славяне достигли Приднепровья и на Левобережье по лесостепи продвинулись до линии Полтавы и Чернигова. В степной и лесостепной зонах Правобережья славяне ассимилировали ираноязычное население, а на Левобережье перемешались с самодийцами савирами, положив начало формирования древнеукраинской общности.
     В УІ–УП веках восточные славяне расселились из Приднепровья и Волыни на север до Брянщины и Смоленщины, где встретились с западнославянскими племенами, пришедшими с Висло-Одерского побережья Балтийского моря, и заселивших территории будущих Псковской, Новгородской, Полоцкой и Смоленской земель. На территории Белоруссии переселенцы смешались с  коренным населением-балтами, и положили начало образования белорусского народа из племён кривичей, дреговичей и радимичей. Скрепляющим элементом переселившихся восточных и западных славян на территории Белоруссии был балтский. Он и определил территорию образования белорусского народа и белорусского языка. Некоторые исследователи, вслед за Е.Ф.Карским, считают, что белорусский народ сформировался к ХШ веку.1 С обретением независимости в конце ХХ века литовцы и белорусы стали разрабатывать свою версию исторических событий, в корне отличную от московоцентричной, в которой изящно обосновывались и оправдывались все завоевания Московии, и серьёзно считалось, что цивилизацию белорусам подарил великий и добрый русский народ, и что лишь советская власть создала белорусов.
     На севере Висло-Одерские славяне заселили территорию Псковской и Новгородской земель, наслоились на финно-угорские племена, которые уже ранее перемешались с балтскими племенами. Из этих смешений образовался союз кривичей и ильменских словен.
     После развала Киевского государства и образования Новгородской и Псковской республик, в них шёл процесс образования отдельного этноса, но  завоевание Московией искусственно прервало его. Иван Ш и Иван ІУ переселили политически активную и экономически деятельную часть населения в центральные районы Московии, а на их место поселили выходцев из Подмосковья.
     Двигаясь на восток, в ІХ-Х веках словени и кривичи освоили Ярославское и Костромское Поволжье и Волжско-Окское междуречье, наслоившись на местное угро-финское население. На земли  между Средней Окой и Верхней Волгой, населённые угро-финскими племенами меря, весь, веди, мурома, а в бассейне Верхней Оки и Верхнего Дона – балтским племенем голядь, переселись славянские племена с Приднепровья, но не ранее УШ века. На этой территории в ХІ-ХП веках начала формироваться великорусская народность. Вот и выходит, что старший брат великоросс родился на несколько веков позднее украинского и белорусского братьев.2
     С образованием «незалежної» Украины все пороки московских хозяев унаследовали их холопы, вдруг ставшие господами, и добавили ещё свои. Историю начали подгонять уже не под имперские амбиции Кремля, а под «нiкчемних президентiв», или мафиозные кланы, доказывать, что Бог сначала создал регионы Ураины,3 а потом приступил  к творению остального мира. Бросились борзые писаки выводить украинцев от самого Господа, от скотоводов ариев, по неведомым европейцам тибетским манускриптам; от семитов  - трипольцев,4 пришедших с Серета и создавших земледельческую  культуру на берегах Днепра в конце У-начале ІУ тысячелетий до нашей эры;5 приписывать бродячему философу Иешуа (Иисусу Христу) - украинские корни, - словом, искать выход из своего дряхлеющего состояния в славном величии далёкого прошлого, преимущественно «позыченного». Хотя всем этим творениям украинизации истории далеко до великорусских изысканий, в которых утверждается, что русские создали всю земную цивилизацию от колеса до самого Бога.6 У русских  размах шире - и в невежестве и в злодействе. И у множества авторов, от их Жириновского до нашего Бузины, сама идея украинской государственности, даже украинское слово вызывает неприятие, неприязнь, негодование, и инстинкт удава, и «пихатість»  барина.7 Таким людям нужен хороший психиатр, а им суют под нос микрофон. И самое страшное, что большинство россиян разделяет сивушный, шовинистический бред про завоевание тёплых морей Индийского океана, малороссинизации Украины и отвоевания стран Восточной Европы.8 Такова любовь «старшего брата». Не дай Бог народам вновь попасть в его «объятия».
     Не будем следовать примеру таких новооткрывателей, а обратимся к достоверным работам античных, римских и византийских авторов, где рассказано, что с первых веков нашей эры славяне начали расселяться с зоны своего формирования – Карпатской котловины - по всем направлениям, тесня и ассимилируя другие народы. Они оттеснили германцев на запад до Рейна и Вены, освоили берега Балтики до Дании, ославянили всю европейскую часть Византии, проникли в Малую Азию, а в лесах Восточной Европы достигли Волжско-Окского междуречья.
     В многочисленных работах М.Грушевский показал, что украинский (лучше сказать праукраинский) этнос начал формироваться  в УІ веке между Днепром и Восточными Карпатами, «ассимилируя жившие там народы и, вырабатывая основу своего украинского языка» (Г.Пiвторак).9
     Постепенно у восточнославянских племён  сформировались протогосударственные образования, прерываемые, во времени, переселением степных народов. Киевская Русь была первым завершённым государственным образованием у славянских племён Восточной Европы. Возникла она в ІХ веке, хотя попытки формирования протогосударства у славян восточнее Карпат прослеживаются и в более раннее время. Три центра консолидации славянских племён оформились в бассейне Днепра: первый находился вокруг Киева и далее на юг в степи, второй возник в будущем Черниговском княжестве, третий – в земле древлян. Кроме этого были ещё два центра восточнославянских племён, один на севере, вокруг озера Ильмень, другой - на прародине славян-Волыни. Все эти регионы в киевское время имели свои отличительные черты быта, обычаев, нравов, верований и языка.
    Киевская Русь возникла как ранняя праукраинская держава вокруг Киева, Гомеля, Чернигова и Переяславля. Лишь позднее она превратилась в Киевский каганат от Сана до Волги, от Балтики до Чёрного моря, но её «державнотворчим i консолiдуючим етносом були пiвденнi русини” (Г.Пiвторак).
     Русская и белорусская этническая общность была продуктом их собственного этнического саморазвития, в условиях собственных этнических территорий, далеко за пределами «первiсноi Руci”.
     Политически все три компонента: украинский, белорусский и будущий великорусский были объединены в Киевскую Русь, имели единую общегосударственную идеологию – православие и общий государственный церковнославянский язык. В конце Х века государственной религией Киевского каганата стало христианство,10 принятое в византийском православном варианте. Причём, Русь крестилась самостоятельно корсуньским священником и в Днепровской воде в 988 году. Православие было взято, как военный трофей, в бою, после крымского похода кагана Владимира. Константинопольский патриарх не дал Руси автокефалию, как Грузии (487 г.) и Болгарии (919 г.). Только при Ярославе Мудром в 1039 году Константинопольский патриарх прислал в Киев своего митрополита. До этого глава православной церкви на Руси находился в Переяславле. С принятием христианства государственным, религиозным и культурным языком Киевского каганата стал церковнославянский, образованный на основе одного из македонских диалектов староболгарского языка. Этот язык стал общим для всех  православных Восточной Европы, а позднее и для греко-католиков, как латынь для католиков Средней и Западной Европы.
    HH
Однако все перипетии принятия христианства и отдалённость от христианских центров привели к тому, что на Руси христианство ещё долго боролось с язычеством. В Киевском каганате христианство постепенно распространялось от центра к периферии. Чем отдалённее была земля от Киева, тем меньше в ней было христианства, тем большую роль в ней играли древние языческие культы, облечённые в христианские обряды. Даже сегодня в начале ХХІ века, некоторые исследователи уверены, что в Украине – христианизированное язычество, в России – языческая ересь христианства.
     Глава православной церкви на Руси именовался “митрополит Киевский и всея Руси”. Титул “всея Руси” и название “Малая Росия” и “Великая Росия”  употреблялся первоначально только в церковной практике.11
     Уже в ХІ веке в рамках Киевского каганата начали обособляться политически и экономически ряд земель, во главе которых стояли принцы разросшегося рода Рюрика. Первоначально за великим князем Киевским ещё признавалась главенствующая роль среди феодальных княжеств, но после смерти Мстислава Великого (сер. ХП в.) все более номинально.                                                             
     В ХІ столетии, на завоёванной князьями территории между Окой и Волгой, возникло Ростово-Суздальское княжество, столицей которого первоначально был Ростов, потом -  с начала ХП века – Суздаль, а со второй половины ХП века  - Владимир. Земли княжества во времена Киевской Руси назывались Залесской Украиной, в отличие от коренной Руси, лежащей на правом берегу Днепра. Будущий центр Московии значительно отличался от других областей Киевского каганата, как в этническом, так и в политическом планах. Население Залесской Украины состояло из смеси мери и кривичей с включением вятичей и муромы,  а с середины ХШ века – тюркских элементов. Со временем одни угро-финские племена северной части Русской равнины приняли православие, слились со славянским населением и забыли свои племенные названия (меря, весь, мурома, мещера, голядь, чудь заволодская).
     Часть племён аборигенов сохранили имена своих предков (чуваши, черемысы (мари), вотяки (удмурты), мордва, ижора, вепсы и другие). Бассейн Верхней Волги был сначала завоёван, а потом организована княжеская колонизация края из Новгорода, области кривичей и вятичей и, частично, с Южной Руси. Славяне наслоились на угро-финские племена,12 которые уже знали земледелие и имели города и культуру не ниже колонистов. Суздаль был столицей черемысов, Ростов - мери. Исследователи считают, что финский элемент в формировании великорусской народности был очень велик. Н. Покровский полагал, то в жилах великороссов течёт 80% финской крови. Само название Москва также не славянского происхождения. Мордовское «моск-ва» переводят, как «мутная вода», а по-удмуртски – «медвежье болото», тюркское  «моско» - «беременная медведица». Исследователи слову «москва» дают более шестидесяти толкований. Даже в  начале ХХ-го века Сергей Есенин писал: 
«В том краю, где жёлтая крапива
И сухой плетень
          Приютились к вербам сиротливо
          Крыши деревень. …
          Затерялась Русь в Мордве и Чуди».

     На новом месте переселенцы, вместо вечевого принципа, застали твёрдую княжескую власть, вотчинную патриархальную власть и земельное боярство. Это наложило отпечаток на характер великорусской народности. «В ней начал вырабатываться перевес гражданского принципа над личным, индивидуальным, выработалось чувство солидарности и гражданской дисциплины, умение жертвовать собой, своими личными интересами во имя общего блага, чаще блага господина и правителя. В борьбе с суровой природой, постоянной работе среди тяжёлых условий жизни воспитывалась выносливость, осторожность, непреклонность в исполнении поставленной перед собой цели, упрямство в хорошем смысле слова; в общем, сформировалась сильная, здоровая, талантливая, энергичная народность, которая в высшей мере раскрыла в себе государственный инстинкт и имперские устремления» (Д.Дорошенко).
     В.О.Ключевский говорит о формировании великорусской народности в более мягких тонах. Он уверен, что в бассейн Верхней Волги славяне просачивались тонкими струйками и селились среди разбросанных между болот и лесов финскими посёлками. «Происходило заселение, а не  завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев». Василий Осипович уверяет, что «в Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного менее ждать от природы и судьбы и более выносливого. …Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному труду, как в той же Великороссии. …Жестокие неровности и случайности приучили его (великоросса) больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. …Великоросс больше осмотрителен, чем предусмотрителен. Крепок задним умом. …Природа и судьба вела великоросса так, что приучила его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. …  Природа часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое, что есть безнадежное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великоросское авось».
     Политические, экономические и иные причины вели к распаду Киевского государства на отдельные самостоятельные княжества. Киевская Русь распалась первоначально на 8 суверенных государств почти за 300 лет до образования  Московского княжества в составе Золотой Орды, и за 430 лет до обретения Москвой независимости в 1480 году. Первым независимым от Киева государством стало Полоцкое княжество, расположенное на территории современной Белоруссии. Отделились Новгород, Псков, Смоленск, Рязань, Чернигов, Переяславль, Галич, Владимир на Волыни. На северо-востоке окрепла и вышла из под  власти Киева Ростово-Суздальская земля. Между удельными княжествами происходили жестокие войны. «В варварстве и жестокости русские князья превосходили даже самих татар. В этом каждый может убедиться, изучив эту эпоху  русской истории. Мирные жители платили своей жизнью за корыстолюбие и тщеславие своих правителей. «Взял его волость и всех жителей посадил на меч», – обыкновенные слова в истории борьбы  удельных князей», - писал Е.П.Савельев.
    Во второй половине ХП века Владимиро-Суздальское княжество вышло на первое место в междоусобной борьбе. Его князья фактически уничтожили центр Киевской Руси: разграбили, разорили и сожгли Киев, «мать городов русских». На смену Киеву стало во всём блеске своего величия Владимиро-Суздальское княжество при Юрии Долгоруком  и его сыновьях, Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое гнездо. В.О.Ключевский писал, что «в лице князя Андрея великоросс впервые выступил на историческую сцену», неся с собой особый мир, какого не знали в других областях Руси. Проявив монархические замашки, Андрей Боголюбский создал политическую гегемонию Владимирского княжества над другими удельными землями и хотел идеологически обособиться, заведя свою, отдельную от Киева митрополию. Став великим князем, Андрей не переселился в Киев, а перенёс великий княжеский стол во Владимир.
     Но после смерти Всеволода Большое Гнездо на несколько княжений развалилось и это государственное образование Северо-Восточной Руси. К монгольскому завоеванию пик расцвета и могущества Владимирского княжества уже прошёл. Возможно, без монгольского завоевания зачатки «московитизма», проявленные Андреем Боголюбским и Александром Невским, были бы погребены в дремучих лесах сурового края. От монархических замашек Андрей Боголюбский погиб в результате заговора, а Александр Невский изгонялся жителями из Новгорода. Монгольское завоевание способствовало и содействовало становлению Московского государства, которое без татарской помощи никогда не стало  бы гегемоном Северо-Восточной Руси и не подмяло под себя другие народы и княжества, вместе с их политическим устройством.
    В этой главе мы выяснили, что зарождение великорусского этноса произошло далеко от Киева и первоначальной Руси. Между освоением славянами территорий Украины, Белоруссии, Волжско-Окского междуречья лежат пространственно-временные границы. Зарождение украинских и белорусских народностей, формирование Киевской Руси, завоевание князьями верховий Волги с притоками,  возникновение великорусской народности  и создание Московского государства разделены веками истории  и её бурными событиями. Пространство и время – эта грань в  земной жизни непреодолима. Каким бы гениальным, красивым, сильным, всечеловечным, или коварным не был младший великорусский брат, по временным показателям он никогда и нигде не сможет стать старше своих родных (скорее, сводных) братьев – украинского и белорусского. Никогда и нигде! Кроме, как в московской интерпретации истории, где даже случайное - является неизбежным, если его можно истолковать в пользу Кремля.
   
ПРИМЕЧАНИЕ  К  ПРЕДИСЛОВИЮ.

1 См. Беларусь: Государство и люди. - Минск, 2002; А.Е.Тарас. Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитою в ХІУYІІ веках. – Москва, Минск, 2006.     
2 См. Пiвторак Г. Походження украiнцiв, росiян, бiлорусiв та їхнiх мов. - К., 2001.
3 В книге В.И.Мозгового и В.Г.Ляшенко “Там, где было Дикое поле”  (Донецк, 2001) доказывается, что население “Донецкого региона” на всём протяжении истории отстаивало Степь и от кочевников, и от посягательств Литвы, Польши, Турции и Крыма, чтобы передать её России, и сохранить для региональной деятельности нынешних сильных мира сего.
4 Ряд исследователей советского периода (В.Даниленко, Б.Рыбаков) утверждали, что трипольская культура фундаментально «причетна до витоків етногенези слов,ян” (Ю.Шилов). В независимой Украине Л.Зализняк и В.Отрощенко отстаивают теорию прасемитской принадлежности трипольской культуры. Ю.Шилов уверен, что «трипілля-прабатьківщина аріїв» (5400-2750 рр. до н.э.), страна Аррата, колыбель мировой цивилизации.
5 Культура консервативна. Её элементы сохраняются в быте  последующих народов, когда создатели культуры уже давно закончили своё земное существование: исчезли, ушли в другие районы обитания, или частично растворились среди пришельцев. Границы археологических культур почти всегда не совпадают с границами государственных образований, и отождествлять археологическую культуру с тем или иным государством нельзя.
6 См. Дугин А.У. Абсолютная родина. – М.,1999; Кандыба В.Н. История русского народа до ХІІ века нашей эры. – М., 1995; Дёмин В.Н. Тайны русского народа – М., 1997; Петухов Ю.Д. Колыбель Зевса: История русов от «античности» до наших дней. – М., 1998; Вновь переизданы отвергнутые наукой книги Морозова Н.А. Христос.- М., 1999, Повесть моей жизни – М., 1966, Откровение в грозе и буре: история возникновения Апокалипсиса. – М., 1907.  Дана новая их интерпретация во многих  «трудах» Носовского Г.В. и Фоменко А.Т. (например, Фоменко А.Т. Глобальная хронология. Исследования по истории Древнего мира и средних веков. Математические методы анализа источников – М., 1993, Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. – М., 1996, и другие.)  Сюда же примыкают произведения А.А.Бушкова, где критический анализ исторических событий, с проникновением в глубь истории, перемешивается с невежеством.
7 См. Бузина О. Вурдалак Тарас Шевченко. – К., 2000. И многократно переизданная его же «Тайная история Украины».
8  В информационном поле России и в идеологии её подданных всех мастей преобладают шовинистические взгляды. Диссидентов, как В.Буковский, в России не более, чем было во время захвата Чехословакии в 1969 году.
9 Даже такой заангажированный великорусский критик, как В.Белинский, отмечал отличие южнорусского языка, от языка Ростово-Суздальской Руси, и говорил, что «Слово о полку Игореве» написано в Южной Руси и близко казацко-малороссийским песням.
10 Христианство проникло на берега Днепра в Киевскую Русь задолго до Владимира Святославовича. Часть населения Киевской Руси приняла христианство ещё во время Аскольда, да и княгиня Ольга была христианкой. Христиаство несколько раз отступало перед язычеством: с приходом конунга Олега, при раннем кагане Владимире, да и Ярослав Мудрый в первый захват Киева попалил церкви. На берегах Днепра христианство наложилось на древние славянские культы и религиозные представления других народов, ассимилированных славянами. Просматривается дохристианское влияние на мифологию и религию  восточных славян со стороны скифо-сарматских, фракийских, кельтских, германских, гунно-болгарских племен. См. „Icторiя релiгiї в Українi - К., 1999.
11 Термин “Малая Росия” употреблялся для Киевской земли, а “Великая Росия” - для всего государства. По аналогии с древней Грецией, где “Малая Греция” – это материк, южная часть Балканского полуострова, а “Великая Греция” – все колонизированные греками земли в Средиземноморье.
12  Угро-финские племена были расселены на огромной территории в Восточной Европе и Сибири. К ним принадлежат финны, эсты, карелы и ряд мелких племён, например, лопари, проживающие в Швеции, Норвегии, Финляндии и России (на Кольском полуострове). За Карпаты переселились мадьяры (угры), где основали Венгрию. На Южном Урале остались их родичи башкиры. В составе России проживают, кроме перечисленных в тексте народов, пермские финны (зыряне и вотяки), обские угры (вогулы и остяки).