Кочевники Восточной Европы

Содержание.
Предисловие.                                                                                          
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. ПРОЛОГ. Воспоминание о том, как человек и лошадь появились, разделились, искали друг друга и нашли этот мир степи.             
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. ЗАКОНЧЕННОЕ. Ключевые фрагменты из жизни кочевников Древнего мира и Раннего Средневековья в степях Восточной Европы.
Глава 1. Перед творцом предстал кочевник с мечом железным на коне.
Глава 2. Киммерийцы.
Глава 3. Скифы.
Глава4. Сарматы.
Глава 5. Готское объединение племён Северного Причерноморья.
Глава 6. О том, как хунны стали гуннами. Гуннский союз племён и судьба    империй  и народов Европы.
Глава 7. Аварский каганат.
Глава 8. Хазарский каганат.
Глава 9. Раздробленность. Венгры, печенеги, торки, половцы, бродники в   степях Восточной Европы.
Глава 10. Кочевники и Русь.
ДЕЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. Золотая Орда. Наследники и эпигоны. 
Глава 1. Сверхнапряжение монголов – рождение  империи.
Глава 2. Поход монголов на запад. Перемены в Восточной Европе.
Глава 3. Триумф и закат.
Глава 4. Россия и наследство Золотой Орды.
Глава 5. Эпигоны Золотой Орды. Крымское, Казанское, Астраханское, сибирское ханства. Ногаи. Казаки и крымские татары, их гибель.
Глава 6. Заключение. Сумерки кочевников Восточной Европы
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ. Конь и всадник. (Вместо послесловия)

                                                    ПРЕДИСЛОВИЕ
     Южнее лиственных лесов от Карпат на западе до Дона на востоке находится основной земледельческий район Украины и один из крупнейших промышленных районов мира. Это бывшие Южнорусские степи. Но Южнорусскими они стали немногим более двухсот лет тому назад, при Екатерине ІІ.  До этого на протяжении сотен и тысяч лет они были просто степями, в которых проживали славянские, иранские, тюркские, монгольские и другие племена степняков. Изучена и известна широкому кругу читателей, в основном, история этого края после того, как его присоединили к России и он перестал быть степью, а превратился в распаханное поле.  До этого, примерно со второго тысячелетия до нашей эры, в степи проживал человек на коне – кочевник. Исчезнувшим кочевникам посвящается эта работа, в которой популярно изложены уже известные факты и открытия, рассмотрены этапы жизни человека в Северочерноморской степи в неразрывной связи с жизнью степняков Восточной Европы и Великой степи от Амура до Дуная. Автор  стремился сорвать покров враждебности с творений древних и современных  исследователей, окутавшей как могильный саван человека на коне и представлявших население степей только дикой, хищной, разбойной ордой. Автор попытался разорвать пелену безмолвия над историей степняков и рассказать об удивительной жизненном пути кочевников, о единстве человека и лошади. Степняк со своим товарищем конём освоил огромные планеты: степи, полупустыни, пустыни. Без друга  коня совершить  этот подвиг в то время было невозможно. Как часть истории развития всего человечества представлена кочевая жизнь в степи. Плохая она была или хорошая, бедствия или радость приносила кочевникам и их соседям, но она, эта жизнь, бала со всеми низостями поступков и величием духа.
     Шесть тысяч лет тому назад человек приручил лошадь в степях Восточной Европы, но прошло ещё две тысячи лет, прежде чем он стал кочевником и освоил степи и полупустыни Евразии. Затем на протяжении трёх с половиной тысячелетий кочевники играли заметную, а иногда и определяющую роль в развитии мировой истории. В последние два века прогресс отнял у них силу, лошадь и степи.
     Кем же они были на конях «огнём дышащими, искры копытами высекающими»? (Ксенофонт). С полубогов и кентавров второго тысячелетия до нашей эры, какими их видели древние греки, степняки стали для европейцев ХІХ века дикарями. Между тем они всегда оставались кочевниками, добывающими пропитание себе и ищущие пастбища для своего скота. Киммерийцы и скифы, сарматы и гунны, славяне и готы, авары и болгары, хазары и венгры, печенеги и торки, половцы и монголы, татары и казаки проживали в степях Восточной Европы и оставили своих предков и славу под курганами. Скифы господствовали около 30 лет над всем, цивилизованным миром Ближнего Востока и Малой Азии. Ассирия, Вавилон, Мидия, Лидия и Египет были их данниками. «Они жестоки и беспощадны,… мчатся на конях, выстроившись  как один человек» (Библия. Пророк Иеремия). Сарматы были настолько воинственны, что Геродот выводил их родословную от амазонок. Сарматские женщины участвовали в сражениях наравне с мужчинами. «Враг густыми толпами подобно птицам налетает и уводит добычу», - писал про их набеги Овидий. Хунны на равных воевали с многонаселённым китайским государством, а гунны держали в страхе всю Европу, Змей Горынычем промчались они по её селениям. Авары, печенеги и половцы Кощеем Бессмертным врывались в славянские села. Оседлав коня, бедуины вырвались с Аравийского полуострова и создали обширный исламский мир. Монголы завоевали едва ли не всю Евразию и сотрясали вселенную.
     Работа написана не в рамках академического труда с его параграфами и правилами, которые переступать нельзя, а представляет собой живой поток мыслей, навеянных историческими событиями. Менее всего автор пытался подогнать этот свободный полёт во времени над степями под какую-либо концепцию развития общества. Строго основываясь на исторических событиях, в работе делается попытка проанализировать эти события, ибо  последствия их проявляются в современной жизни. Автор приводит большинство из известных ему трактовок тех или иных событий и версий этногенеза народов, какими бы они не казались фантастическими, устоявшимися или правдоподобными.
     В работе прослеживается предполагаемая, доказуемая, известная история человека в степях Восточной Европы с момента их заселения до исчезновения на их территории кочевников. Основное внимание уделено кочевникам Северочерноморских степей, показана их связь с жизнью всей Великой степи и могучими государствами: Китаем, Ираном,  Римской империей, Византией, Арабским халифатом, Хазарией, Киевской Русью, Турцией, Россией.
     Рассказывая о народах, прошедших Черноморскими степями, автор упоминает об истоках этих народов и их последующей судьбе, а не ограничивается описанием деяний этих этносов в степях современной Украины, ибо разве можно остановить ветер, особенно если ветер степной. События в Великой степи всегда были взаимосвязаны. Часто ещё тёплый пепел от селений Китая степной ветер опускал на Адриатику, но быстрее ветра достигал Европы взмылённый азиатский конь. Жизнь в степи заставляла племена становиться кочевниками, а природа и враги менять места обитания, приходить тысячи километров в поисках новой родины. Великая степь дышала жизнью кочевой, пока не дёрнулась и затихла под пятой России и Китая.
     Отдельные главы работы посвящены взаимоотношению кочевников и Киевской Руси;  империи Чингисхана, которая объединила всех кочевников Евразийских степей; и Золотой Орде – государству с центром в Поволжских степях. Золотая Орда предопределила характер развития народов Восточной Европы, ибо содействовала становлению Московского государства -  местной формы деспотии с азиатским способом производства. Большое внимание в работе уделено России, потому что эта империя захватила степи, подчинила кочевников,  приспособила методы и организацию управления степной империи к московской жизни и накинула удушающий ордынский аркан на всех своих подданных. Сейчас его петля ослабла, но всё ещё долго будет сдавливать нам горло, сердце и душу, сковывать тело и дух.
     Кочевник промелькнул в утреннем тумане на сером коне и автор увидел лишь призрак его образа, но что может остаться от жизни прошедшей в следах чернил на бумаге.                  
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. ПРОЛОГ.
Воспоминание о том, как человек и лошадь появились, разделились, искали друг друга и нашли мир степи. 
«Боги! Откуда вы все?

Откуда такими явились?

Люди! Откуда и вы?

Откуда такое пришло?

(Из древнегреческойтрагедии).
     Вероятно, где-то три или четыре миллиона лет тому назад, а может и того раньше, человек, который не был тогда ещё человеком, переселился из Рая, где он не занимался общественно полезной деятельностью, но каждое утро ел свежие фрукты, в мир человеческий, где некая Ева дала ему чуть-чуть оббитую гальку и сказала глазами, что хочет шубку из мамонта натурального, так как свой волосяной покров она выщипала ногтями, следуя тогдашней моде.
     Очеловечивание, по общепризнанным представлениям, базирующимися на археологических находках, началось в приэкваториальной зоне Восточного полушария, но большинство учёных предполагает, что лишь Африка прародина человека: и белого, и чёрного, и цветного.
     По популярной версии, всё полезное для человека, как и для всего живого, происходит от солнца, всё вредоносное - от Земли, всё загадочное – из космоса. Хлынувшая из недр Африканской рифтовой долины радиация обрекла человека на труд. Она сделала из четвероного существа двуногого прямоходящего предка, освободила передние конечности для работы, защиты и нападения. Появившийся в результате радиации и мутаций прямоходящий предок был обречён на гибель и почти полностью вымер, за исключением той популяции, которая прибегла к изготовлению орудий труда. С тех пор систематическая трудовая деятельность – удел человека, до исчезновения той особи из мира живых существ.
     Из Африки, в поисках прогресса, этот путешественник и рантье, на проценты от собственной жизни пошёл на север и восток, на юг и запад, пока не заселил всю Землю и стал тем, чем он есть – творцом материальных благ и культурных ценностей. Тогда он ужаснулся от содеянного, захотел вспомнить с чего всё это началось и начал воссоздавать свою историю на бумаге, роясь в земле.
     Что касается прошлого рода человеческого, то к восстановлению его истории нужно подходить очень осторожно. Здесь не уместен термин «так происходило», нужно говорить «так могло происходить», потому что с полной достоверностью нельзя говорить о том, что предположительно. В марксисткой литературе общая стратегическая линия, гласящая, что человек выделился из мира животных посредством своей трудовой деятельности, всегда оставалась неизменной, а тактические этапы этого процесса, созданные учёными, менялись настолько, что  новые находки опровергали предыдущие теории, или, в лучшем случае, до неузнаваемости изменяли их. Например, на основании якутских археологических находок 60-х-70-х годов ХХ века вновь была создана теория о том, что холодный климат заставил предка человека два миллиона лет назад переходить от присвоения продуктов природы к созданию их и делается вывод, что ростки цивилизации начали произрастать в холодных зонах Земли, а не в жарких, как по ортодоксальной теории. В других гипотезах человек возник не со случайного и бессмысленного труда, а с зарождения нравственной идеи, с появлением мышления. В конце ХХ века широко популяризуется теория, что развитие человека предопределили какие-то высшие существа (Боги, Абсолютный разум, пришельцы из космоса), которые дали человеку душу.
     Пелена столетий навечно скрыла от нас прошлое и мы можем только догадываться, или ошибаться на уровне современных достижений наук о становлении человека. Любые  научные положения являются неполными и должны проверятся практикой предположений и аналогий, то есть практика – абсолютный и в то же время относительный критерий истины, ибо, как уверяли К.Маркс и Ф.Энгельс, в любой деятельности человек преследует свои цели. И «как предостеречь себя от увлечения и от обольщения самого себя, что мы являемся искренними искателями личности?» - спрашивал ещё В.О.Ключевский. Тем более в исторической науке, где чем меньше данных, тем разнообразнее возможные решения. Чудесная власть дана прошлому. Часто исследователи стремятся не столько узнать прошлое, сколько  создать его по образу и подобию современного им мира. 
     История человека и лошади, класс млекопитающих, началась в на Земле в Кембрии около 570 миллионов лет назад с появлением живых существ, имеющих скелет. Общие предки человека и коня к началу Мелового периода (137 миллионов лет тому назад) уже вышли на уровень млекопитающих. (Кембрий, Мел – периоды в геологическом развитии Земли). Затем «Мы» окончательно разделились и, изменяясь во времени, минуя боковые ветви – тупики эволюции, избежав зубов ящеров, вышли в копытные и приматы. Из предков копытных выделились непарнокопытные, на вершине которых имеем лошадей. Из насекомоядных вышла группа приматов, которая дала а горе животному миру людей. Когда прямоходящий «человек умелый» приступил к изготовлению орудий труда, он стал создавать свою историю, вышел из мира животных и теперь страдает как ни одно из них. Лошадь осталась в мире животных. Только в кентаврах (кочевниках) человек и лошадь вновь обрели единство.
     Около полумиллиона лет тому назад человек увидел голубое небо Украины, высокие травы степей и неприрученную лошадь. (Некоторая литературная вольность. Полмиллиона лет тому назад природа и животный мир Украины был иным, чем в период жизни кочевников и в современное время). Дурманящий запах полыни опьянил человека и он остался ловить рыбу, охотиться на мамонтов и драться за открытые земли с дикими животными и себе подобными. Бродило по галактике солнце со своей системой, вращалась земля, мелькали столетия, годы и тянулись минуты. Людей становилось больше, животного мира меньше. Степь и море рассказывали человеку сказку о далёком, таинственном и манящем будущем, о том, чего нет и никогда не будет. Вдыхая иллюзорную надежду, что выигранные сражения ждут его впереди, бросился человек в эту жизнь, достигая вершин мироздания и падая в бездну познания.
     Тысячелетиями носил человек камень за пазухой в виде каменных орудий труда от универсального рубила до ножичка, пока, совсем недавно, примерно десять тысяч лет тому назад не совершил неолитическую революцию на территории степей Европейских и в Передней Азии. Создал первые средства передвижения – долблённые лодки и сани, занялся ткачеством, гончарным производством, ловлей рыбы, а в конце неолита (новокаменного века) - пашенным земледелием, скотоводством и металлургией. Медь, бронза и железо сделали человека властелином природы, животного мира и самого себя, а жизнь его ужасной, а иногда и непереносимой. До энеолита (меднокаменного века) самоубийств не было, наверное. (Палеолит, неолит, медный век, бронзовый, железный – это периодизация истории человека, основанная на использовании им орудий труда из камня и металлов, их разнообразии и усовершенствовании).
     К этому времени человек приобрёл современную  форму (гомо сапиенс), заселил почти всю землю, разделил себя на расы, создал Великое реалистическое искусство палеолита (древнекаменного века) и религиозные верования. Для совместной организации труда, защиты от животных и для удовлетворения чисто биологических потребностей люди последовательно объединялись в первобытные стада, родовые общины и через родственные родовые общины в племена, завершив создание первобытнообщинного строя. (Не все народы прошли через племенную организацию общества). Последний был основан на коллективной собственности на средства производства, уравнительном распределении продуктов среди всех членов родовых общин и принципах матриархата. Счёт родства вёлся по материнской линии, ибо даже и в то время нельзя было с достоверностью сказать, кто отец ребёнка, но зато доподлинно было известно, кто его мать. (Через тысячелетия Кодекс Наполеона ввёл статью 312: «Отцом ребёнка, зачатого во время брака, является муж». Это помогло только юристам. Сейчас кое-кто считает, что в каменном веке, возможно, всем заправляла женщина, ибо «история женщины, - как говорил Оскар Уайльд,- это история самого худшего вида тирании, какую только знал мир. Это тирания слабого над сильным. Это единственный вид тирании, который ещё держится». Во всяком случае, женщина и в каменном веке трудилась «в поте лица своего». Её труд был главным в собирательстве, в поддержании огня, в воспитании детей. Принимала она участие и в коллективной охоте.
ЛОШАДЬ ПРИНЕСЛА ЧЕЛОВЕКУ СВОБОДУ!
     На коне человек въехал в патриархат: стал собственником скота и земли, создал богатство, родоплеменную знать и вождей, повёл войны за пастбища, плодородные земли и рабов.
    В канун четвёртого тысячелетия до нашей эры в степях Восточной Европы впервые была приручена лошадь пастухами для верховой езды. Табуны быстроногих коней вошли в жизнь степняка. Скотоводство вначале было пастушеское, надомное. Закончив посевные работы, весной скот отгоняли в степи, а осенью пригоняли к месту зимовок и собирали урожай с полей. Было скотоводство, но ещё не было кочевников.  Население разделилось на скотоводческие и земледельческие  племена, между которыми начался продуктовый и культурный обмен и военная экспансия в виде переселений. Индоевропейцы стали расселяться по свету с Юго-Восточной Европы, зоны своего формирования. (Зона формирования индоевропейцев в версиях исследователей имеет и другие адреса, от Северного Заполярного Урала до берегов Скандинавии). Вместе с индоевропейцами прирученная лошадь и повозка проникли в Переднюю Азию в начале третьего тысячелетия до нашей эры и ещё дальше в Иран и Индию. В военной области повозка превратилась в боевую колесницу. В эпосе о Гильгамеше так описываются первые колесницы: «Тогда он взял бурю, своё великое оружие.
                                         На колесницу стал он, на непобедимый ветер бури.
                                         Запряг в неё четырёх коней, взнуздал их:
                                         Губителя, Беспощадного, Наводняющего, Крылатого –
                                         Зубы их наполнены ядом,
                                         Скакать они умеют, ниспровергать знают они».              
Боевые колесницы – танки древнего мира - решили судьбу не одного сражения.
     На рубеже ІІІ-ІІ тысячелетия до нашей эры степи Евразии заселяли племена смешанного типа, но преимущественно европейского, а таёжные и горные местности Сибири и Монголии – монголоиды. Об этом свидетельствуют остатки захоронений и китайские династические хроники, упоминающие о белокурых кочевниках с севера.
     В медном веке и начале бронзового века (первая половина ІІІ  тыс. до н. э. – нач. ІІ тыс. до н. э.) в Северном Причерноморье жили скотоводческо-земледельческие племена. Их археологическая культура называется ямной, потому что письменности они не имели, а имели обычай хоронить своих покойников в прямоугольных и овальных ямах под большими насыпями – курганами. Курганы простояли в степи, сохраняя археологический материал, вплоть до эпохи цивилизации, когда колхозный трактор и лопата археолога принялись за уничтожение могил, уже ограбленных в древности сородичами хоронивших или последующими племенами-завоевателями. (С тех пор покойники, лишённые могил, вынуждены были идти в приведения – обычай умерших ходить вне своих тел). Иногда археологи ухитряются найти не ограбленное захоронение и по останкам мертвецов и их вещей судят об общественном строе народов, живших в степях, о культуре и духовной жизни, о богатстве и нищете, об искусстве и религии. Над курганами ставили каменное изваяния, прозванные украинскими и русскими крестьянами «каменными бабами». В древности изваяние и курган представляли собой неразрывное целое, кусок степи. Курган – это модель видимого мира, очерченного кольцом кругозора. Менялись верования, над степью звучали разные языки, но до Позднего Средневековья родовые кладбища степняков оставались прежними. 

«А прервётся твой век-
                                               Там, в земле человек
                                                Потеснится: давай заходи» (В.Высоцкий).
Над чьей могилой поставлены каменные изваяния было забыто, но степные народы смотрели на них со страхом и уважением. Со временем курганы превратились в холмы, поросшие ковылём, а каменные изваяния легли в основание строений ХІХ и ХХ веков. Остатки их свезли в дворы краеведческих музеев, как «дикое исчадье древней тьмы» (И.Бунин. Каменная баба).
     В связи с изменением климата, усыханием степной зоны, постепенно в Восточной части Каспийско-Черноморских степей в хозяйстве ямников стали преобладать отары овец, более приспособленных к сухому климату,  и перекочёвкам, чем крупный рогатый скот. Это стало решающим экономическим фактором в освоении великой степи от Дуная до Сунгари* и показателем подвижной формы скотоводства. Именно овца и лошадь позволили человеку освоить Евразийскую степь и сделали его кочевником.

*Сунгари приток Амура, по мнению русских. Китайцы считают  Амур притоком Сунгари. Более мощный поток воды Сунгари поворачивает течение Амура на север.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ – ЗАКОНЧЕННОЕ.
     Ключевые фрагменты из жизни кочевников Древнего мира и Раннего Средневековья в степях Восточной Европы.
                                                                Следуя писаниям старших
                                                                Я собрал с обширнейших их лугов
                                                                Лишь немногие цветы, и из них,
                                                                В меру ума своего, сплёл венок.
                                                                                                          Иордан.
Глава 1. ПЕРЕД ТВОРЦОМ* ПРЕДСТАЛ  КОЧЕВНИК
С МЕЧОМ ЖЕЛЕЗНЫМ НА КОНЕ.

     Сквозь толщу веков и томов книг попытаемся взглянуть на о время, когда кочевники были богами степей, а степь была их кладбищем. Степь да ветер в гривах скакунов, ибо вначале была лошадь. Римская пехота создавала империю на протяжении пяти веков, конница Чингисидов менее чем за 50 лет  завоевала пространство в 10 раз большее известного римлянам мира.
     Когда предок человека пешком пошёл из Африки на другие матерки, и в степях Украины впервые приручил лошадь – она стала важнейшим быстроходнейшим средством передвижения по суше вплоть до середины ХІХ века самым верным и полезным другом человека из мира животных. До этого человек просто заселял Землю, теперь он стал властелином степи и её частицей. Лошадь вошла в жизнь человека и преобразила её. Конь стал другом и товарищем человека на много веков, но мир человека непостоянен. В ХХ века техника вытеснила лошадь из жизни человека и лошадь начала уходить из мира животных. Что стоит услуга, которая уже оказана? Люди интересуются родословной отдельных лошадей и верно ведут их поголовье к гибели.
                                       «Вы верно исчезните, станете мифами,
                                       Как грифы грифонами, как пращуры скифами.
                                       Но тёплое ржанье и топот степной
                                       Запишет на плёнку лошадник седой.
                                       И мальчики в звёздных скитаньях по свету
                                       Расплачутся, слушая музыку эту.»
                                             (Запомнившееся в детстве стихотворение).
     Кочевники! Вы умели обесценивать утраченное в этом мире, замешанном на крови. Рассказ о прозе вашей жизни хочется начать с поэзии, ибо только в поэзии раскрывается свобода духа и оживают или застывают несбывшиеся
пророчества. «Сладость есть во всём, что не сбылось», - сказал когда-то
·       Под Творцом здесь подразумевается не Бог, а исследователь, создатель письменной истории кочевых племён.
Лермонтов. Несбывшееся манит.
                                     «Видел сон Мушкет;
                                       Видел он азовские подолья,
                                       На бурьяне, на татарках – алый цвет,
                                       А в бурьянах - ржавых копий колья» 

(И.Бунин. Мушкет).
               «А уж там за рекой полноводной,
                 Где пригнулись к земле ковыли,
                 Тянет гарью горючей свободной,
                  Слышны гуды в далёкой дали…
                  Иль опять это стан половецкий
                  И татарская буйная крепь?
                  Не пожаром ли фески турецкой
                  Забуянила дикая степь?
                  Нет, не видно там княжьего стяга,
                  Не шеломами черпают Дон,
                   И прекрасная внучка варяга
                   Не клянёт половецкий полон…
                   Нет, не вьются там по ветру чубы,
                   Не пестреют в степях бунчуки …
                   Там чернеют фабричные трубы,
                    Там заводские стонут гудки»  

(А.Блок. Новая Америка).
     Где же вы, кочевые народы? Исчезли? Тысячи учёных ищут ваши следы на Земле в  переданных другим народам чертах лица, в звуках чужих уже языков, в открытиях и изобретениях, ставших частью общего богатства человечества. Кочевники! Вы принесли Гусей-Лебедей в русскую сказку и Кощея Бессмертного. Вы дали Европе принцесс Турандот, тоскующих в каменных рыцарских замках о запахе полыни и конского пота. Однако «поток времени в своём неудержимом и и вечном стремлении влечёт за собой всё сущее. Он ввергает в пучину забвения как незначительные события, так и важное, достойное памяти. Туманное, как говорится в трагедии Софокла, он делает явным, а очевидное скрывает» (А.Комнина. Алексиада).
     Необозримый простор Великой степи от Амура до Дуная, ограниченный с севера лесами, с юга – горами и цивилизованными народами Азии принадлежал кочевникам. Их племена на протяжении тысячелетий продвигались сначала на юг и восток, а затем на запад, толкая впереди себя своих сородичей по образу жизни, но уже сами ощущали давления в спину новой волны степняков. Остатки разбитых племён цеплялись за кавказские ущелья, создав нагромождение народов, языков и обычаев, весьма похожих на кавказские вершины. Такие же одинаковые и разные одновременно и такие же величественные. Кочевников в степи сменяли кочевники. «История от этого мало выиграла, - писал С.М. Соловьёв.- Переменялись имена, отношения оставались прежними, потому что быт народов, сменявших друг друга, был одинаков».
     В сочинениях древних и современных исследователей (за немногим исключением) кочевники  предстают дикими, коварными, жадными и кровожадными хищниками. И последующие их племена были страшнее предыдущих. А то скажут кочевники?
                                   «Молчат гробницы, мумии и кости, -
                                     Лишь слову жизнь дана:
                                     Из древней тьмы на мировом погосте,
                                     Звучат лишь письмена» 

(И.Бунин. Слово).
Но песен древних племён не слышно в дымке степей, и нам не ведом и не ясен их язык и стереотип поведения. (Привычка кочевников и полукочевников к длинным беседам возле своих стад, создала склонность говорить намёками. Они ждут от собеседника, что его воображение и ум дополнят несказанное.) Каменные изваяния кочевников смотрели в вечность со своих пирамид (курганов), которые в украинском языке имели более точное название –могылы.  
«Вітер віє, повіває,
                                                          по полю гуляє.
                                                          На могилі кобзар сидить
                                                          та на кобзі грає,
                                                          кругом його степ, як море
                                                          широке синіє;
                                                          за могилою могила,
                                                          а там – тільки мріє»

(Т.Шевченко. Перебендя).
Народы, прошедшие степями, 
«Панували, добували
                                                              і славу, і волю;
                                                              минулося, осталися
                                                              могили на полі»

(Т.Шевченко. Іван Підкова).
     Ничего не осталось от кочевых объединений, кроме могил владык и воинов. Одни племена сменялись другими, растворялись в массе завоевателей и принимали их облик. Победители впитывали остатки разбитых племён, создавали кочевые орды, могущество которых покоилось на силе конного удара. Имея богатством оружие и скот, кочевники дрались за пастбища, торговые пути и могилы предков. Разбитые, рассеянные, они переносили войну в пространство и собирались вновь: блуждая в степи, создавали новые объединения, ещё могущественнее прежних. Вытесненные со своих пастбищ засухой или войной, степняки по пути движения на новые кочевья, покоряли обширные территории, впитывали в себя, как губка, силу всадников и их коней. Потом они двигались на оседлые народы. Блеск золота одинаково манил владык и пастухов. Индия и Китай, государства Средней Азии и народы Европы испытали ужас конного удара и безумие владык. Из Волги и Дона, Куры и Хуанхэ, Янцзы и Евфрата жадно пили воду их взмылённые кони. В Инд и Дунай, Амударью и Днепр, Иртыш и Босфор смотрели свирепые глаза дикого кочевника. «Колчан его – как открытый гроб, … голос их шумит как море», - написано про кочевника в Библии.
     Три тысячелетия играл ветер в гривах лошадей.  Мчались всадники, уносимые ветром времени, не оставив, казалось, потомкам грядущим ничего, кроме своих могил. Только каменные изваяния кочевников, лишённые коней, вели оседлый образ жизни вплоть до ХІХ века, когда их стали переселять в музейный холод и суету городов. Их ноздри теперь не чувствуют запаха полыни, их губы не трепещут от знойного степного ветра, их веки не хмурятся от снежной метели. Трудно понять, как они ещё не рассыпались с досады. Насупившись, они зло взирают на бледные тени свирепых племён – беспечно скучающие толпы посетителей. По ночам им снится призывное ржанье жеребцов, шелест волн седого ковыля, топот тысячеголовых табунов, свистящий полёт отравленных стрел. Им снятся сны, которые они не помнят, но телу утром передаётся усталость ночи. Им снится как мчались всадники ниоткуда, не имея прошлого, и уже не имея будущего. С оперённой стрелой в гортани корчились ханы и пастухи. Храпели взмылённые кони и неслись навстречу тучам стрел и пылающим городам.
     Не имея письменности, кочевники рисовали историю острой саблей и длинным копьём на спинах тех народов, потомки которых добивают степняков на страницах письменной истории, уже раненных мечами в ковыльной степи. Историю кочевников описывают их  враги. Пепел сожжённых селений осел в душе историков и, хотя в виски им стучит половецкая кровь, раскосые глаза горожанина уже презрительно смотрят на некогда зловещие тучи бескрайних  степей. Вдали от гильотины все проявляют смелость. Коверкая имена и извращая события, уничтожая могилы и получая деньги и учёные степени за догадки и фантазии, мы силимся на бумаге восстановить историю прошлого и поставить на службу современности.  Неужели прошлое только тогда имеет право на существование, когда оно служит настоящему? Прошлое меняется вместе с настоящим. Цензура подлинной истории, кто в ней разберётся? А если и разберётся…
     Анна Комнина писала, что  историческое повествование служит надёжной защитой от потока времени и как бы сдерживает его неудержимое течение; оно вбирает в себя то, о чём сохранилась память и не даёт этому погибнуть в пучинах забвения. … Ведь даже самые значительные дела исчезнут во мраке молчания, если их не сохраняет для памяти историческое повествование». Но часто система забвения неудобных событий вольно или принудительно создавалась самими авторами исторических произведений. И в ХХІ в мире господствует страшный афоризм коммунистов: кто владеет настоящим, тот владеет прошлым и будущим. И переписывались истории государств и народов, замалчивались и уничтожались письменные источники. И не только те, которые касались эпохи капитализма и освободительного движения народов от гнёта России. Защитников у капитализма достаточно, но кто скажет правдивое слово о тех племенах, которых уже нет и кто не опасен. Находились таковые и среди древних авторов и среди исследователей ХІХ и ХХ веков. Особое место среди них занимают евразийцы и самый выдающийся из них Лев Николаевич Гумилёв.
     Основную борьбу с кочевниками степей вели народы Китая, Средней Азии и Ирана. На пороге оседлой Европы волны степняков накатывались на греческие колонии в Причерноморье и границу Римской империи, сталкивались со славянскими племенами и Древнерусским государством. Кочевники воевали с витязями Хазарского каганата, европейскими рыцарями и воинами многоликой Византии.
     За более чем тысячелетнее существование территория Византийской империи под напором внешних врагов и внутренних раздоров, то сжималась до стен Константинополя, то гигантским спрутом наползала на Европу, Азию и Африку, достигая своими щупальцами Вены, Кордовы, берегов Евфрата и Эфиопии. Она видела закат Рима, возникновение и гибель варварских королевств, величие и крах империи Карла Великого, Персидской Державы, Арабского халифата. Она выдержала Великое переселение народов, набеги норманнов, крестовые походы, нашествия кочевых объединений от гуннов до монголо-татар и, наконец, умерла от усталости, в горячих объятиях ислама.
     В центр Европы проникали лишь брызги от бушующего степного урагана, в виде изгнанных из Азии авар и остатка каганата венгров. Но и эти степные вихри  держали в страхе Европу несколько столетий. Только два могущественные  объединения кочевников, а именно гуннов и монголо-татар докатились своим валом до Адриатики и германских королевств.
     Кроме кочевников в Причерноморье проникало активное земледельческое население Европы и продвигалось на юг и восток в степи, но новые волны кочевого мира оттесняли его в леса. Следы прежних племён и земледельцев, и кочевых пропадали в ковыльных степях. Несколько раз население Восточноевропейских степей входило в могущественные объединения кочевников. Почти три тысячи лет кочевники были детьми и богами степи, пока тягучая лава Российской империи, медленно, но уверенно спускавшаяся с лесных просторов севера, не взяла степи под своё высокое покровительство.
     Что же заставляло жителей степи менять регионы своего обитания? Только  ли давление сильных соседей и желание остаться вольными? Ответ дан в многочисленных трудах Л.Н.Гумилёва. «Исторические судьбы народов являются результатом их хозяйственной деятельности и связаны с динамическим состоянием вмещающего ландшафта», - писал исследователь в «Поисках вымышленного царства». Жизнь в Евразийской степи определяют атлантические циклоны, несущие влагу, а путь циклонов зависит от солнечной активности. В годы спокойствия солнца циклоны проходят через Средиземное и Чёрное моря, Северный Кавказ и Казахстан до Алтайских гор и Тянь-Шаня. В этот период  степи увлажняются от выпадающих дождей, пустыни зарастают травой. Балхаш и Арал наполняются водой, а Каспий сокращается в размерах. С усилением солнечной активности циклоны сдвигаются к северу и проливают дожди над средней полосой Евразии. Степь начинает усыхать. Балхаш и Арал мелеют и сокращаются в размерах, а Волга становиться полноводной и Каспийское море увеличивается в размерах, его уровень повышается. Каспийское море получает 81% воды из Волги, бассейн которой занимает среднюю полосу европейской России. В период наивысшей солнечной активности циклоны проходят над Шотландией и Скандинавией, к Баренцеву и Карскому морям.  Степь превращается в пустыни и полупустыни, Арал мелеет, Балхаш зарастает камышом, Волга мелеет, Каспий сокращается в размерах, его уровень понижается. От этих трёх вариантов путей атлантических циклонов прямо и непосредственно зависит история Великой степи и её обитателей.
     В ІУ-ІІІ веках до нашей эры был период увлажнения степей. Уровень Каспия был на восемь метров ниже уровня начала восьмидесятых годов ХХ столетия, хотя Узбой нёс в него избыток вод Амударьи, не вмещающиеся в Арал. (Справка. 1. С начала восьмидесятых годов ХХ века уровень Каспийского моря начал повышаться ежегодно на 13-15 сантиметров. 2. Узбой – предполагаемый рукав Сырдарьи, по которому избыток вод тёк в Каспийское море).
     В І-ІІІ веках нашей эры циклоны переместились на север и степи начали усыхать, Балхаш и Арал сократились в размерах, а уровень Каспия поднялся на 4 метра. В ІУ веке атлантические циклоны вновь сместились на юг и степь зацвела. Так продолжалось до ХІІІ века с небольшим периодом усыхания в Х веке. С середины ХІІІ века циклоны вновь сместились к северу в полярную зону К ХІУ веку уровень Каспийского моря  поднялся на восемь метров выше современного. В ХУІІІ-ХІХ веках циклоны вернулись в среднюю полосу, а в ХХ веке вновь ушли на север.
     Аналогом атлантических циклонов в Восточной Азии являются тихоокеанские муссоны, которые также меняют пути прохождения. Когда они несут влагу в Монголию, сужается пустыня Гоби, зарастают лесом склоны  Хэнтэя и наполняется водой Байкал. Иногда они проходят по Яблонскому хребту и наполняют водой Амур, а в третьем случае орошают Камчатку. Эпохи муссонов хронологически совпадают с прохождением атлантических циклонов через западные степи.
     Изменение климата играет огромную роль в истории кочевников. «Скот не может жить без травы, трава – расти без воды, а кочевник – существовать без скота» (Л.Гумилёв). Изменение пути циклонов способствовало перемещению степных племён, величию и краху великих объединений. Таланты и мужество вождей играли огромную роль в жизни племён и государств степи, «но судьбы народов лесостепной зоны Евразии решали дожди и зелёная трава» (Л.Гумилёв). Хотя изменение климата происходило не так стремительно как внезапные набеги соседних племён и глубокие тысячекилометровые рейды китайских отрядов, судьбу кочевников следует рассматривать неразрывно с судьбой вмещающего ландшафта.
     Овцеводство и табунное скотоводство, освоенное человеком в конце второго тысячелетия до нашей эры, превратило степняка в кочевника. Бронзовые удила и войлочная юрта позволили заселить степи и полупустыни Сибири, Средней Азии, высокогорья Памира и Тянь-Шаня. История кочевников–скотоводов – это постоянные перемещения по степи в поисках пастбищ, военные столкновения и внезапные набеги. Мощная, хищная аристократия племён создавала союзы кочевников, охватывающие огромные степные просторы.
     Оседлав коня, человек сделался свободным и завоевателем.
В медном веке въехали на колесницах хетты в Малую Азию, гиксосы – в Египет,  касситы – в Месопотамию (Междуречье по-гречески), иньские племена – в Китай. (Доиньский Китай не знал лошадей и его обитатели ездили на свиньях).
     Племена кочевников кентаврами вошли в письменную историю, ибо кентавры – это евразийская конница. Человек и лошадь у изумлённых греков слились в единое существо.
     Давным-давно человек был бродягой, когда он расселялся по планете Земля. Лошадь его сделала кочевником. Владение конём делало человека вольным.  «О человек, - воскликнул К.Бальмонт, - ты с царским был венцом, когда умел в созданье вещей связи до конской шеи припадать лицом». В степи человек  ощутил свою силу и значимость, в степи ему открылась потрясающая сила бесконечности и родилось презрение к оседлым народам. Началось формирование степной психологии, которая в классическом варианте известна нам у монголо-татар. Общность кочевого мира сложилась уже в скифское время, а в конце УІ века нашей эры, гонимые тюркютами , как ветром бурьян в степи, авары уже презрительно и свысока смотрели на византийского императора. Прося место для поселения, их посол Кандих сказал императору Юстиниану І следующее: «К тебе приходит самый великий и сильный из народов, племя аварское неодолимо; оно способно легко отразить и истребить противника». И далее в том же духе, что тот берег, к которому пристанут авары, будет в выигрыше. Для кочевника даже самый бедный степняк был выше государя могущественной империи.
     Кочевники стали известны миру в результате их внешнеполитической деятельности, когда у них формировался строй военной демократии. «Война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни» (Ф.Энгельс). «Наши откормленные кони стоят неподвижно, воины тоскуют без дела», - такими словами призывал соплеменников легендарный Манас на бранные подвиги. (В.Жирмунский. Тюркский героический эпос). Военному вождю и дружине война давала богатую добычу: стада скота, рабов, прекрасных пленниц, золото и драгоценности, продукты сельского хозяйства и изделия ремесленников. Война давала часть национального дохода и в набегах было заинтересовано всё кочевое общество.
     Характер внутренней жизни кочевых племён неизменно переплетался с давлением соседей – степняков. Момент защиты родимых кочевий от иноплеменных захватчиков неразрывен с наступательными войнами против соседей. Свобода неотделима от экспансии. Борьба за освобождение своей территории ведёт к началу борьбы за кочевья соседа и увлекает на завоевание очагов земледельческой цивилизации. К этому добавляется изменение климата, что заставляет оставлять места кочевий и искать новые, сходные с прежними,  нередко за тысячи километров от утерянных.
    Так и жили кочевники на протяжении сотен и тысяч лет, пока засуха и прогресс не уничтожили их государства и культуру.
    Степняки искали мокрую от дождя траву и оставили потомкам свои могилы и курганы глиняных разрушенных городов, где по ночам слышатся стоны духов и древние сказания, которые в переводе на чужой язык звучат неотесанно, угловато, как зазубренные мечи. Будущее не простило кочевникам свободы и угнетения. Настоящее неумолимо. Кочевник одичал под тяжестью цивилизации, а конь задавлен стальной машиной. Только мысль блуждает в туманной глубине веков, где великие ханы степей и сожжённые города, где барханами память легла на историю сказки моей.